В августе 2011 года я начала учиться в Стокгольмском университете. Курс, который я изучаю, называется Национальная экономика и состоит из двух частей: Микроэкономика и Макроэкономика. Язык курса - шведский. Heltid - это обозначает, что в неделю я должна посвятить 40 часов изучению экономики.
Расписание
У меня два раза в неделю лекции и один день семинары. Лекции идут 3 часа, через каждые 45 минут перерыв 15 минут. Семинар длится 2 часа. Остальное время для самостоятельного изучения и подготовки. Что меня удивило, так это то, что расписание разное на каждую отдельную неделю. Например, на этой неделе мы учимся понедельник-вторник-среду, а на прошлой мы учились понедельник-четверг-пятница. Никакой строгой привязки учебы к дням неделям нет.
Расписание
У меня два раза в неделю лекции и один день семинары. Лекции идут 3 часа, через каждые 45 минут перерыв 15 минут. Семинар длится 2 часа. Остальное время для самостоятельного изучения и подготовки. Что меня удивило, так это то, что расписание разное на каждую отдельную неделю. Например, на этой неделе мы учимся понедельник-вторник-среду, а на прошлой мы учились понедельник-четверг-пятница. Никакой строгой привязки учебы к дням неделям нет.
Студенты
На лекции сидит весь поток, это 600 человек. На семинарах нас поделили на 20 групп, в каждой по 30 человек. Возраст студентов разный: от 19 до 65. Национальности тоже разные, много темнокожих и азиатской внешности.
Так как людей очень много, то все общаются по два-три человека. Я подружилась с одной девочкой-шведкой. Ее зовут Софи. Она живет рядом, мы вместе ездим в университет и делаем уроки. А так знаю человек десять.
На лекции сидит весь поток, это 600 человек. На семинарах нас поделили на 20 групп, в каждой по 30 человек. Возраст студентов разный: от 19 до 65. Национальности тоже разные, много темнокожих и азиатской внешности.
Так как людей очень много, то все общаются по два-три человека. Я подружилась с одной девочкой-шведкой. Ее зовут Софи. Она живет рядом, мы вместе ездим в университет и делаем уроки. А так знаю человек десять.
Как я понимаю, таких как я, которые живут в Швеции пару лет, либо нет вообще или очень мало. Потому что почти все, кто со мной учатся, заканчивали гимназию в Швеции и имеют шведский аттестат.
Лекции
Преподаватель стоит на сцене, у него гарнитура и передатчик, то есть говорит он в микрофон, а руки свободны. Мы сидим в зале, который у меня ассоциируется с кинотеатром. Только у каждого свой откидной столик, как в самолете, и лампа. Преподаватель нам рассказывает новый материал и показывает слайды-презентацию. Накануне каждой лекции преподаватель скидывает нам материал в виде презентации в интернет, я распечатываю и делаю пометки.

Лекции
Преподаватель стоит на сцене, у него гарнитура и передатчик, то есть говорит он в микрофон, а руки свободны. Мы сидим в зале, который у меня ассоциируется с кинотеатром. Только у каждого свой откидной столик, как в самолете, и лампа. Преподаватель нам рассказывает новый материал и показывает слайды-презентацию. Накануне каждой лекции преподаватель скидывает нам материал в виде презентации в интернет, я распечатываю и делаю пометки.
В перерыве лектор отвечает на вопросы студентов.
Обычно я сижу слева на балконе.
Учебная литература
Лекции и семинары на шведском. В списке учебников 2 книги на английском и 2 на шведском. Каждая лекция соответствует 2 главам из учебникам. Это примерно 60 страниц из англоязычной книги.
Контрольные работы и экзамены
После первой лекции открыла экзаменационные работы прошлых лет и чуть не плакала, потому что знакомых слов не было вообще. Вроде и шведский знаю, но ничего не понимаю. Зато, когда в прошедшую пятницу мы писали первую контрольную работу, я написала правильно 90%. Я особенно старалась, потому что это был тест и надо было просто выбрать правильный ответ из предложенных. С определенным волнением и тревогой жду экзамена, когда надо будет ответ писать своими -шведскими- словами.
После первой лекции открыла экзаменационные работы прошлых лет и чуть не плакала, потому что знакомых слов не было вообще. Вроде и шведский знаю, но ничего не понимаю. Зато, когда в прошедшую пятницу мы писали первую контрольную работу, я написала правильно 90%. Я особенно старалась, потому что это был тест и надо было просто выбрать правильный ответ из предложенных. С определенным волнением и тревогой жду экзамена, когда надо будет ответ писать своими -шведскими- словами.
Всего за полгода мы должны написать 4 контрольные работы и 2 экзамена. Контрольные работы не являются обязательными, но являются хорошим способом систематической подготовки. Они стимулируют меня учиться каждый день, а не в ночь перед экзаменом.
Самоподготовка
Самоподготовка
Так как по идее я должна учиться экономике 40 часов в неделю, а по расписанию занятий с преподом у нас только 10 часов в неделю, то применяя основы математики не сложно вычислить, что 30 часов в неделю остаются на самоподготовку. Я много занимаюсь дома: сначала читаю презентацию преподавателя и перевожу незнакомые слова, потом читаю книгу и перевожу незнакомые слова оттуда, потом делаю все задания из книги, потом задания в интернете, которые создавались авторами книги, потом решаю старые контрольные работы.
Семинары
Каждую неделю у нас есть групповые задания. Это внеклассное задание, которое мы делаем в группах по 2-4 человека и сдаем за день до семинара на проверку преподавателю. Задания простые, но с хитростями. Очень легко решаются неправильно )))
Примеры задач по экономике
Задачи, которые мы решаем на уроках очень жизненные. Например: парень встречается и живет с девушкой, которую он не любит. Начертите график, где по одной оси - время, а на другой - стоимость (польза). На графике должно быть две кривых: одна затраты на отношения (покупка цветов, нервы при скандалах), другая кривая - польза и удовольствие от отношений (первый поцелуй, секс, завтрак в постель). Затраты растут и суммарное удовольствие растет, но потом удовольствие становиться постоянным (называется быт), а вот затраты продолжают расти и тогда происходит разрыв отношений.
Другая задача: есть производство наркотиков. Максимально можно произвести 300 грамм марихуаны либо 400 грамм гашиша. Это про ограниченные ресурсы, альтернативные издержки и проблему выбора. Нарисовать график: по одной оси марихуана, по другой гашиш. Чем больше производим гашиша, тем меньше марихуану и наоборот.
В заключение хочу сказать, что учиться мне очень нравится, особенно потому что у меня это получается. Со своей шведской подругой я играю роль репетитора и помогаю ей, отчего она получает пользу, а я - удовольствие и дополнительную практику шведского языка.

Семинары
Каждую неделю у нас есть групповые задания. Это внеклассное задание, которое мы делаем в группах по 2-4 человека и сдаем за день до семинара на проверку преподавателю. Задания простые, но с хитростями. Очень легко решаются неправильно )))
Примеры задач по экономике
Задачи, которые мы решаем на уроках очень жизненные. Например: парень встречается и живет с девушкой, которую он не любит. Начертите график, где по одной оси - время, а на другой - стоимость (польза). На графике должно быть две кривых: одна затраты на отношения (покупка цветов, нервы при скандалах), другая кривая - польза и удовольствие от отношений (первый поцелуй, секс, завтрак в постель). Затраты растут и суммарное удовольствие растет, но потом удовольствие становиться постоянным (называется быт), а вот затраты продолжают расти и тогда происходит разрыв отношений.
Другая задача: есть производство наркотиков. Максимально можно произвести 300 грамм марихуаны либо 400 грамм гашиша. Это про ограниченные ресурсы, альтернативные издержки и проблему выбора. Нарисовать график: по одной оси марихуана, по другой гашиш. Чем больше производим гашиша, тем меньше марихуану и наоборот.
В заключение хочу сказать, что учиться мне очень нравится, особенно потому что у меня это получается. Со своей шведской подругой я играю роль репетитора и помогаю ей, отчего она получает пользу, а я - удовольствие и дополнительную практику шведского языка.
Занятия закончились и 500 радостных студентов идут домой.
Поздравляю с началом учебы!! ПОчитала у Николь про твою учебу. Как говорит мой сын, как все там (в Швеции) умно!! Удачи тебе!!
ОтветитьУдалитьСпасибо за пожелание!
ОтветитьУдалитьМамаКошка, а правильно я понимаю, чтобы поступить в Стокгольмский университет, надо уже сдать SAS A и SAS B? Мы в Швеции с мая 2010 года, но я только SAS Grund заканчиваю... ох.. Правда вся семья из России, так что дома шведский не практикуем (((
ОтветитьУдалитьДа, чтобы поступить, надо иметь оценки за SAS B, английский B, Математику С и иногда другие предметы в зависимости от выбранной специальности. Кстати, Английский здесь надо сдавать заново. Оценки из России по английскому не перезачтут!
ОтветитьУдалитьНаученная опытом сейчас, для поступления я советую сдавать тест Högskoleprov, типа российского ЕГЭ. Он не очень сложный. Сдается платно два раза в год. Но он очень повышает шанс поступить на программу по сравнению с поступлением с нашим российским аттестатом.
Кстати, не переживайте по поводу отсутствия практики в шведском языке. Это все придет со временем. У меня тоже была практика на уровне привет-пока с воспитателями детского сада и в магазине. Зато теперь я целыми днями по будням болтаю на шведском по учебе в универе. Уже от него язык болит )))
ОтветитьУдалить:) спасибо, за ответ. еще только что прочитала у Nicole пост "неслучайная случайность", настроение поднялось. как бы вот еще созреть, да поднакопить на встречу с Nicole...
ОтветитьУдалитьА вы не в Швеции живете? Если в Швеции, то можно к Николь бесплатно пойти, через Биржу труда.
ОтветитьУдалитьЛиза, поздравляю с такими важными успехами! Ты большая умница и, конечно, добьешься еще больших результатов! Я в тебя верю!
ОтветитьУдалитьЯ сейчас тоже думаю, ожидая вид на жительство, как мне быть дальше. Изучаю программы, на которых можно обучаться. Здесь другая система, отличная от российской. И пока мной овладевает какая-то паника, я боюсь, что первое, второе и третье я успею сделать, а что-то пропущу и в результате надо будет ждать еще год. Вот....
Я хотела задать три вопроса. Можно?
1. Как это понять "доукомплектовывать" образование? Это когда мне оценили диплом на какое-то количество баллов, но мне их не хватает до, например, кандидата и я должна самостоятельно выбрать программы на недостающее число баллов?
2. Допустим, я доучилась на дельту баллов. А потом мне как-то надо сдавать экзамен? Можешь ли ты подсказать, как это технически делать?
3. Ну и вопрос по работе. Я читаю объявления и они пишут кандидатский экзамен или соответствующий ему (ну т.е. наших 5 лет по идее хватит) и опыт работы. Почему ты все-таки решила пойти учиться на 2 года? Ведь при поступлении на работу требуется опыт. Не проще было окончить краткосрочные курсы, например, при Комвуксе?
Извини, что так много вопросов, я сижу в коматозном состоянии от скорости работы миграционной службы. Так что мне можно за это сделать скидку ))))
Заранее спасибо!
Добрый день, Ирина!
ОтветитьУдалитьЛюблю вопросы )))
Про вопрос 1 и 2: когда Вы получите бумагу о соответствии Вашего диплома шведской системе, то можно пойти с этой бумагой в местный университет в отдел под названием "Studievägledare". Это в России есть такое понятие как "профориентация", или типа того. Они помогут в принятии решения, какие предметы выбрать, сколько баллов добрать и как написать дипломную работу (в Швеции называется uppsats). Государственный экзамен, как в России, сдавать не нужно (или, по крайней мере, я о таком не слышала)))))
Про вопрос 3: так как мне и спросить-то было не у кого, то я поступала на ощупь )))) Плюс сложность в том, что у меня семья русская и дома мы говорим только по-русски.
Мое поступление в университет - это совмещение приятного с полезным. На первом месте практика шведского языка, а на втором - получение шведского диплома. Можно было поступить дистанционно, но тогда вся языковая практика сводиться к переписке с учителем по е-майл. Либо можно было пойти на краткую программу, но там чаще всего взрослые люди, которые работают и испытывают нехватку времени.
Я же здесь подружилась с девочкой шведкой, с которой общаемся 8 часов в день на шведском: ходим вместе на лекции, делаем вместе уроки и доклады, готовимся к контрольным и экзаменам.
По поводу работы: я не стремилась и не стремлюсь, прямо завтра выйти на работу.
Если я пойду сейчас работать, то это будет работа продавцом или уборщицей, а мне этого не хочется. Лучше я поэкономлю и поживу еще годик на зарплате мужа, зато через года два буду работать на хорошей должности и зарплате, чем сейчас убьюсь и измотаюсь работой-учебой-ребенком-уборкой и через два года буду выглядеть, как приведение ))))
Ой, я молодая, меня можно на ты........
ОтветитьУдалитьТы просто герой, раз взялась за шведский так основательно. Если бы мой мужчина был бы русский, то я бы шведский учила бы 33 года, не было бы мотивации. А так приходится....(Ничего, что я на ты?)
Большое спасибо, Лиза, ты меня успокоила, что есть поддержка желающих учиться, и когда помогают профессионалы, то меньше вероятность что-то забыть. Буду дальше грызть гранит шведского, чтобы все легло по полочкам к переезду.
Спасибо за добрые слова. Очень приятны ))))) Конечно, можно на ты. Удачи в изучении шведского! Если что - обращайся!
ОтветитьУдалитьЧисто случайно на Ваш блог наткнулась, даже не помню, что искала:) Вобщем я бы еще зачиталась, если бы время...Скажу только, что вы большая молодец, и что мне стало стыдно, когда я прочитала КАК Вы учили микру....Чтобы я, да все задания из вcех книжек делала...Но вобщем и соответствующую оценку получила:) Вобщем я в восхищении! И Вы меня даже чем-то вдохновили!:) Я, кстати, микру и макру учила в всенний семестр 2011. А сейчас вот взяла продвинутый курс макроэкономики, ну как курс по выбору. А вообще я на Сивилэкономпрограмме учусь/ заучиваюсь/ переучиваюсь.....А в прошлом я ну вообще никак не касалась каких-либо экономических дисциплин, но с переездом в Швецию все изменилось...Хотя до переезда меня тоже посещали мысли, что лингвист в чистом виде никому не нужен...Вот:)//Ольга
ОтветитьУдалитьДобрый день, Ольга! Спасибо за добрые слова! А Вы тоже в Стокгольмском университете учитесь? У меня несколько знакомых пойдут на Национальную экономику 2. Может Вы с ними учиться будете )))
УдалитьДа, в Стокгольмском универе! В 2010 осенью поступила. И все, что Вы рассказывате про университет, про учебу, тааак знакомо:)) Из нац. экономи 2 я взяла только Intermediate macroeconomics. Вообще у меня сейчас "валфри/ утландстермин" по моей программе, то есть можно учить хоть какие предметы, независимо от нарпавления программы. У меня вообще много "ом ок мен" по поводу моей учебы и программы, поэтому свой валфри термин использую не совсем по назначению:/ Вообще как Вам темп учебы? У меня в осеннем термине что-то с чем-то...Пошла специализация, предметы самый сок, но темп....Очень обширные групповые проекты, к тентам готовиться некогда.:)//Olga
УдалитьТемп учебы радует. Очень интенсивный и зато мне не стыдно перед мужем, что я не работаю )))
УдалитьГрупповые работы мне нравятся. Я нашла себе товарища, умный парень моего возраста. Мы отлично с ним ладим и уже третий семестр сотрудничаем. Понимаем друг друга с полуслова. Очень я им довольна.
Ольга, а у Вас получается сейчас последний семестр учебы?
Нет, у меня четырехгодичная программа. Это получается шестой семестр в рамках программы. А я групповые работы не очень люблю, если честно. Но это видимо только моя индивидуальная особенность:)) заметила, что оценки у меня лучше по тем предметам, где групповая работа была сведена к минимуму. А так получается, если есть групповой проект, то каждый, естественно, берет ту часть, в которой он особенно сечет, чтобы работа лучше шла. А те части проекта, в которых чувствуешь слабину, делает кто-то другой. Но ведь на экзамене надо знать вопросы по всем сторонам проекта. То есть однобокое восприятие предмета какое-то получается, у меня по крайней мере. А насчет одногруппников: у нас каждый новый предмет, в основном это каждый месяц, новая группа, поэтому в основном попадаешь в новую группу. Но это отчасти хорошо, вырабатывается "флексибельность" :), учишься работать с разными людьми.// Ольга ....что-то мы прямо чатимся в Вашем блоге:)А вообще интересно сравнивать впечатления, у кого как, так сказать:)
УдалитьДобрый день, Ольга!
УдалитьПравильно, что Вы стараетесь находить плюсы в таком непривычном режиме учебы. Мне тоже нравится знакомится с новыми людьми, подстраиваться под одногрупников, находить общий язык. Это же очень важно. Мало ли кем мы работать потом будем. Мало ли какие клиенты нам будут попадаться. Посмотрим.