вторник, 12 августа 2014 г.

Чему учат в шведских автошколах

Этот пост - сборная солянка из того, что я узнала и запомнила за период обучения в шведской автошколе. Меня многие вещи удивили, но со временем я поняла, что чем больше ты будешь знать об управлении автомобилем, тем с большей осознанностью будешь подходить к этому.


В Швеции действует цель - "ноль". Ноль смертей и тяжелых увечий на дороге. В случае, если человек становится инвалидом, то кто будет "наказан"? Моя первая мысль: это его родственники. Ведь это на их плечи взваливается забота о нем, содержание, помыть-переодеть-накормить. А правильный ответ в Швеции: это общество будет "наказано", ведь это общество платит (с налогов) за то, чтобы у каждого инвалида были одна или несколько сиделок, которые бы готовили-убирали-стирали-мыли-водили в кино.



***
Держать руль в позиции: "без пятнадцати три" (как на часах). Раньше было "без десяти два", но как оказалось, в случае аварии при такой позиции руки, резко выбрасывающаяся подушка безопасности ломает кисти. Поэтому лучше держать руки в позиции "14:45".

***
Самое сложное для меня было выучить к теоретическому экзамену названия и характеристики вредных веществ, которые выделяются в атмосферу: отличия, вред окружающей среде, вред человеку, как сократить выбросы, какое топливо выделяет какие вещества. Например, углекислый газ, сера, свинец. Я такие слова и термины по-русски с трудом запоминаю, а уж по-шведски - это было истинным испытанием.

Как отличается топливо. Плюсы - минусы. Какие вредные вещества выделяются в атмосферу при использовании бензина, этанола, дизеля. Что способствует глобальному потеплению. Какие вредные вещества очищаются катализатором.

***
Первое, что на что тестируют будущего автолюбителя на практическом экзамене - это контроль безопасности автомобиля. Он проходит по трем пунктам: внутренний контроль, контроль освещения, контроль жидкостей.

Внутренний контроль: установить правильно сиденье, проверить держит ли ремень безопасности, поправить зеркала. Проверить педаль тормоза и ручной тормоз. Проверить дворники.

Контроль освещения: нужно поочередно включать всякие лампочки в автомобиле, выходить из машины и проверять, что они горят. Надо знать их названия и назначения. Здесь же сразу заодно и шины проверяются.

Контроль жидкостей: надо открыть капот и показать, куда и для чего вливают масло, воду для кондиционера, омыватель стекла, жидкость тормозную и воду для батареи.

***

Оптимальное расстояние до впередиидущего автомобиля называется правилом трех секунд. Засекаем, когда впередиидущая машина проехала мимо какого-то дерева, мы должны проехать мимо этого дерева не ранее, чем через три секунды. Чтобы засечь время, можно считать про себя: тысяча один, тысяча два, тысяча три. Почему тысяча? Потому что, если просто сказать "раз-два-три", то это по времени занимает только 1 секунду, а не три.

Или второй способ расчета оптимального расстояния: 1 метр на каждый км скорости. То есть, если моя скорость 70 км/ч, то я должна соблюдать дистанцию в 70 метров. П.С. Это действует только, если мы едем по хорошему дорожному покрытию. Зимой расстояние должно быть больше.

***
Тормозной путь складывается из двух расстояний: длина реакции и тормозной путь. Первое расстояние - это расстояние, которое проезжает автомобиль от момента, когда водитель увидел опасность, до момента, когда водитель начал реагировать - жать педаль тормоза. Обычно это 0,5-1 секунда. Зависит от опыта, усталости, мыслей, алкоголя, таблеток, болезни водителя.

Тормозной путь - это расстояние, которое проезжает автомобиль от момента, когда водитель нажал педаль тормоза, до полной остановки автомобиля. Зависит от скорости автомобиля, дорожного покрытия, состояния тормозов и шин, наклона дороги, наличия груза. Если скорость автомобиля увеличивается в два раза, то длина тормозного пути увеличивается в четыре раза. Если скорость автомобиля увеличивается в три раза, то длина тормозного пути увеличивается в девять раз.

***
Если машина едет в темноте и впереди идет человек в черной одежде, то водитель заметит его:
- машина с ближним светом и у человека нет светоотражателя (рефлекта, катафоты) - 25 метров,
- машина с ближним светом и у человека есть светоотражатель - 125 метров,
- машина с дальним светом и у человека нет светоотражателя - 100 метров,
- машина с дальним светом и у человека есть светоотражатель - 300 метров.

***
Как рассчитать расстояние, которое проезжает автомобиль за 1 секунду? Скорость умножить на три и разделить на 10.
Скорость 50 км/ч. Расстояние в секунду: 50*3/10 = 15 метров в секунду.
Скорость 70 км/ч. Расстояние в секунду: 70*3/10 = 21 метр в секунду.
Скорость 90 км/ч. Расстояние в секунду: 90*3/10 = 27 метров в секунду.

Вспоминаем про светоотражатели. Если у человека нет на одежде светоотражателя и он идет по темной дороге, где его догоняет/ едет на встречу автомобиль на скорости 70 км/ч. То водитель замечает человека за 25 метров от него и именно это расстояние машина проезжает за 1 секунду. Ужас, насколько опасная ситуация. Поэтому все в Швеции ходят с катафотами или в одежде, которая имеет отдельные светоотражающие элементы, или по вечерам надевают дополнительно яркие жилетки, как у строителей. А уж детская зимняя верхняя одежда и обувь обязательно содержит светоотражатели.

Увеличение скорости на 10 км/ч дает выигрыш во времени на каждые 10 км:
- если скорость меньше 90 км/ч, то 1 минута,
- если скорость выше 90 км/ч, то 30 секунд.

***
Ко всему прочему за время обучения в шведской автошколе я узнала:

Опытные водители: имеют больший угол обзора.
Неопытные водители: смотрят слишком близко, смотрят вправо.

Может ли человек с одним глазов водить автомобиль? Какие особенности нужно при этом учитывать? Как помогает слух во время вождения автомобиля?

Как влияют различные склонности на вождение автомобиля? Импульсивность. Самоутверждение. Желание престижа. Защитная реакция, когда человек абстрагируется в неприятной ситуации. Нежелание признавать свои ошибки.

Оказание первой помощи. Как помочь, если у человека шок.

Чем грозит не оказание помощи? Например, человек едет мимо аварии и не останавливается. Тогда у него отнимают права, сажают в тюрьму и еще денежный штраф накладывают. Так что надо быть добрым и готовым помочь!

Дети:
- Дети в качестве пешеходов могут справиться самостоятельно не раньше достижения ими 9-12 лет.
- Самостоятельно ездить на велосипеде 13-15 лет.
- Зрение у детей развивается окончательно к 12-15 годам.
- Дети могут фантазировать и играть. Они "видят" то, что не видят взрослые.

***
Мне очень понравилось учиться в шведской автошколе. Я даже где-то рада, что мне "пришлось" это сделать, потому что мои русские права действуют здесь не больше года. Я особенно рада, что всем с русскими правами здесь надо пересдавать!

А здесь мои прошлые статьи в эту тему:
ДТП статистика
Стоимость получения шведских водительских прав
Общая информация
Обучение "Риск 1"
Обучение "Риск 2" - павильон
Обучение "Риск 2" - автобан
Обучение "Риск 2"

9 комментариев:

  1. Не поняла насчет дальнего света и светоотражателя))) По-моему, опечатка:)

    Светоотражатели-моя слабость:) Мало того, что полезная вещь, мой друг -водитель мне подтвердил это зимой. Так еще и настроение поднимает ,когда на твоей куртке/ пуховике/ сумке болтается эта забавная штука:)) У меня их целая коллекция уже, а мне все мало:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. точно! опечатка ))) исправила!

      Я, когда приезжаю в Тверь, тоже всегда ношу отражатель. Народ удивляется и спрашивает: "Что это?" )))

      Удалить
  2. Отличный пост, спасибо! По-моему, это замечательно, что в шведских автошколах дают столько интересных и полезных знаний!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за очень итнтересный пост!!!! Полезно и поучительно.

    ОтветитьУдалить
  4. Всем привет! Лиза, открыла для себя твой блог - интересный и во многом актуальный для меня сейчас.
    По поводу автошкол - они по всей видимости очень основательные, но вот лазейки в законе все равно как всегда есть. Мой пример - помимо российских прав у меня были и словацкие. И здесь их обменяли без проблем. НО в Словакии в свое время я их их тоже обменяла без всяких экзаменов.. В итоге в финансовом плане я конечно очень довольна, но все же права правами, но после российской школы и маленького опыта вождения учиться мне еще многому надо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталия!
      Лазейки и несовершенство всегда есть, но в общей массе это не так много людей, которые плохо умеют водить машину и имеют права "с нешведским стандартом качества". Тем более, что здесь все знают, что нарушение ПДД влечет наказание, которое не избежать.

      Удалить