вторник, 17 июня 2014 г.

Как снять квартиру в Швеции

Пару месяцев назад мне написал некий Сергей и стал задавать всякие-разные вопросы про Швецию. Он из Самары и нашел работу здесь в Стокгольме айтишником. Сегодня он захотел поделиться своим опытом в съеме квартиры. А я прыгаю от радости, что у меня есть такие добрые читатели )))) Встречайте!

*********
Итак, 14 апреля у меня на руках было положительное решение из Migrationsverket, а 28 апреля мы всей семьей прибыли в Москву, в посольство Швеции, для снятия биометрических данных. Нам пообещали, что уже через 3 недели наши карточки будут в посольстве. Что ж, намечаю свое отбытие на конец мая. У меня впереди целый месяц, и, может быть, я успею найти квартиру.

Просмотрев объявления на нескольких сайтах, регистрируюсь на Bostaddirekt и оплачиваю около 700 крон за полтора месяца членства. Теперь я могу не только просматривать предложения, но и видеть контакты хозяев. Да-да, тут оплачивает потенциальный арендатор. Кого, говорите, испортил квартирный вопрос?

Первым делом надо определиться с бюджетом и месторасположением. Мои критерии были просты: пока я еду один - чем дешевле тем лучше, но чем ближе к работе - тем тоже лучше. Логистические вопросы легко решаются сайтами Общественного транспорта Стокгольма SL и Google Maps - они дают более чем исчерпывающее представление о том, как добраться от будущего дома до будущей работы. Жесткий критерий был: не более часа до работы. А вот бюджет пришлось постепенно увеличить - об этом позже. Сразу скажу, что комнаты я не рассматривал: в России я всегда жил в хороших условиях, делить жилье с кем-то - не смог бы. Поэтому мне нужна "однушка" до нового года - когда приедут мои любимые жена и дочка, и к этому времени я подыщу приличную "двушку".

Кроме того, в прошлую поездку в Стокгольм я купил местную сим-карту Comviq и пополнил баланс, чтобы была возможность принимать звонки в роуминге. Таким образом, у меня был шведский номер телефона.

Итак, я выбрал все варианты не дороже 6000 крон в месяц и не далее 50 минут от работы на любом виде общественного транспорта или 30 минут пешком. Вариантов оказалось предостаточно. Тщательно продумав шаблон, я разослал около сотни писем и стал ждать. Примерно треть мне не ответили на письмо вообще. Примерно треть - написали, что уже сдали квартиру. Оставшаяся треть спросили мой персональный номер (шведский ID) и рекомендации от предыдущих арендодателей, и, выяснив, что у меня нет ни того, ни другого, вежливо сказали, что не будут иметь со мной дело и, мол, "совет дома не одобрит". Что ж, понимаю - возможно, я бы поступил на их месте точно так же.

Идем дальше и увеличиваем бюджет. Сразу качество квартир заметно повышается, это видно по фотографиям. Также уменьшается и расстояние до работы - офис у нас в Liljeholmen, практически центр. Продолжаю рассылать письма - но и тут удача от меня отворачивается. Некоторые просят депозит в 20 тысяч крон - для меня это слишком большая сумма. В основном же отказы - по все тем же причинам, что и ранее: у меня нет местной истории.

Наконец, одна квартира привлекает меня особенно. Фотографии и описание просто цепляют. Мне нравится место, мне нравится депозит в 1 тысячу, меня смущает цена в 9500 и максимальный срок аренды в 3 месяца - я-то искал на 7. Пишу совсем другое, нешаблонное письмо. Через несколько дней, когда я уже почти потерял надежду, мне приходит невероятно вежливый, теплый ответ. Положительный! Мой шведский коллега соглашается посмотреть квартиру вместо меня - благо этов 15 минутах пешком от оффиса - я быстро даю ему координаты хозяйки и с нетерпением жду его отчета. Вернее, я уже все решил на 95%. Отчет Ларша окончательно добивает мои последние сомнения: "Может быть, квартирка чуть пошарпанная, но очень уютная и светлая, а расположение просто отличное, хотя и на очень оживленной улице, но окна во двор." Списываюсь с Анной, догововариваемся о том, что 1 июня она вернется в Стокгольм, мы подпишем контракт и я сразу въеду. И даже договариваемся о скидке!

Осталось найти временное жилье на последнюю неделю мая. Все гостиницы и хостелы заняты, нахожу комнату в Bredäng через AirBnB. Что ж, недельку как-нибудь...

Всю неделю я почти каждый день проходил по этой "очень оживленной" Hägerstensvägen мимо моей будущей квартиры и думал: каково же там внутри? И как же выглядит хозяйка? Я даже представил, как она может выглядеть. И посмеялся над собой.

Наконец, 1 июня, за 15 минут до оговоренного времени, я уже стоял у подъезда. Анну я увидел издалека. Она оказалась ровно такой, какой я себе ее представлял (но я же не о женщинах тут пишу, а о квартире), и квартира оказалась ровно такая, как было на фотографиях. Даже лучше.

Итак, что мы имеем за 9000 крон в месяц? 35 кв.м., большая комната, микрокухня, полукомната-полустоловая и небольшой балкон. Квартира очень светлая и невероятно стильная, все очень просто - но с невероятным вкусом. В квартире есть "воздух". За что же я плачу денег в полтора раза больше, чем за двушку в Тумбе? За 15 минут до офиса - пешком, мимо Трекантен, за контракт без персонального номера и истории аренды и рекомендательных писем... И, конечно, я плачу за район. Aspudden - один из самых чудесных районов Стокгольма. В нем есть шарм, загадка, и что-то ускользающее - из 30-х и 50-х годов.

Но - прочь лирику, давайте попробуем сделать выводы:

0. Снять жилье в Стокгольме непросто.
1. Если у вас нет персонального номера и рекомендательных писем от предыдущих хозяев - это в разы сложнее.
2. Шведский номер телефона может помочь. Но не факт, что вам вообще позвонят или напишут.
3. Хозяин еще на вас посмотрит лично и решит, нравитесь ли вы ему и сдавать ли вам квартиру.
4. Из третьего вытекает, что снять квартиру "удаленно" еще сложнее.
5. А если выполнены все предыдущие пункты - готовьтесь платить в двойном размере. 

Поэтому первый контракт заключайте на небольшой срок и сразу после заключения начинайте искать другие варианты.

Ну что, а советчик-то нашел следующий вариант, спросите вы? Боюсь сглазить, но, 3*тьфу, да. Об опыте снятия квартиры "на месте" расскажу позже.

****************

Комментарии от Лизы: Так как я переехала в Швецию на все "готовое", то всегда с уважением отношусь к людям, которые с таким упорством добиваются поставленных целей. Ведь мог отослать 10 писем владельцам квартир и потом плакать жене и старым коллегам, что в Швеции к русским плохо относятся. Но вместо этого Сергей отослал более 100 писем!!!! И добился желаемого! Супер просто! 
Сейчас мы с Сергеем добавили друг друга в друзья в Facebook и я каждый день вижу его ежевечерние фотографии с прогулок в Стокгольме. Рада, что у него все хорошо и ему нравится здесь!

18 комментариев:

  1. Привет земляку! Отличный рассказ и дельные советы переезжающим и ищущим квартиру. По рассказам знакомых знаю, как сложно снять квартиру в Стокгольме. У нашей семьи есть опыт сдачи жилья и скажу , что с этим тоже все не так просто. Правда я даже не подозревала, что можно спросить персональный номер сосискателя. Интересно для чего? Всегда думала что это что-то такое секретное, что никому нельзя говорить. Из многочисленных претендентов нам приглянулась молодая девушка иностранка, персонального номера у нее не было, а мы и не спрашивали ( она получила его вскорости) Решающим было то, что ей помогали ее друзья шведы, которые почему -то сразу внушили доверие. Так что если у вас есть возможность , попросить кого-то помочь здесь на месте - это большой плюс. Сергею удачи! Ждем рассказа как переехать в Швецию по работе- было бы очень интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда я устраивалась на работу, то у меня спрашивали персональный номер на интервью. Это был тактичный способ узнать мой возраст )))

      Ну а вообще, можно ведь пробить любого человека на наличие постоянного дохода, долгов в Kronofogden и т.д. Может для этого спрашивают? Ну и потом, если письмо с желанием снять жилье написано по-английски, это значит, что человек либо только-только сюда переехал, либо будет жить здесь меньше года, либо же не хочет учить шведский или плохо на нем разговаривает. В любом случае, хоть какой-то вывод можно сделать...

      Удалить
    2. Да, думаю для этого. "пробить по базе" :-)

      Удалить
  2. Молодец Сергей! Удачи и успехов на новом месте работы и жизни)))

    От себя добавлю, что не только приезжим, и не только в Стокгольме трудно снять квартиру. Лиза, ты думаешь, почему мы с мужем купили квартиру в Лунде, если он работает в Тролльхеттане (это три часа поездом, городок в 55 тыс. жителей около Гетеборга)? А все просто, потому что мы не смогли снять квартиру в Тролльхеттане, большую и в центре. Муж подал заявку на 4х комн квартиру в центре в 7(!) агентств. Каждое из них присылало ему на эл. почту по 3 предложения в неделю. Мы выбирали, что нам нравится, подтверждали, что мы согласны на посмотреть, а потом нам присылали отказ. После месяца отказов, муж позвонил в парочку контор и спросил, на фига вы присылаете заявки и тут же отказы, в чем причина? И получил ответ, что на такие квартиры оказывается очередь в 2 года, а то и больше. И кому там такие квартиры нужны, не понятно... Вот маленькие квартирки и на окраине - всегда пож-та! А система обязывает рассылать предложения всем... Про покупку жилья там мы даже и не думали, выброшенные деньги, ее потом фиг продашь так, чтобы с прибылью. Поэтому, мы, поразмыслив, решили, что возвращаемся в Лунд, а муж будет кататься и летать на работу, и снимать там хостел, с учетом возврата налогов получилось даже дешевле, и лучше. Я, если честно, оч рада, что живу в Лунде, а не в Тролльхеттане)))

    А кстати в Стокгольме есть государственная очередь на право снять муниципальное жилье в центре или в хорошем районе. Мой муж стоит в ней уже 10 лет, вот еще лет через 10 сможет что-нибудь снять там. Пока не знаю, зачем ему это, но пусть будет. За очередь он платит 250 крон в год. Говорит, а вдруг дочь захочет учиться в Стокгольме, и мы так удачненько квартирку ей там и снимем дешевую и выгодно... Вот такая история)))

    ОтветитьУдалить
  3. А у нас тут сейчас была история с переездом в Nynäshamn. Среднее время в очереди там сейчас 7 лет, самое короткое - 3 года, самое долгое - 12 лет.
    Стали искать через блокет, нашли домик рядом с деревней, полчаса езды до города - красота! Но в объявлении стоит - никаких животных. А у нас котэ...
    Я решила написать хозяйке, мол, атк и так, ищем, очень надо, кот воспитанный, когти стрижены... Без надежды писала. А она раз - и отвечает: пожалуйста, если он домашний и не гуляет на улице!
    Ох, сколько было радости) ну, а дальше процедуры стандартные =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за историю! Очень поучительно про кота и письмо! Отличное решение вопроса обратиться лично и не терять надежду ))))

      Удалить
  4. Добрый день!
    Мы тоже списывались с Лизой в прошлом году только, тогда нашей семье так визу и не дали, так что все затянулось до этого июня.
    Скажу по опыту, очень облегчает выбор на bostaddirekt, если квартиру снимает ваш заказчик (так было у нас).
    Мы выбирали около 2 месяцев, но надо было 2 комнаты в хорошем районе для ребенка - сняли в районе Häresten за 10 тис, но квартира нам очень нравится. Арендодатель тоже хотел на нас посмотреть, особенно потому, что мы из Украины, но и помог/забрал со станции T-Centralen на своей машине и довез до дома, все показал.

    Так что пока что впечатления только позитивные.

    Лиза, спасибо за этот блог - много чего полезного узнала о Швеции и о порядках тут :)

    ОтветитьУдалить
  5. А можно поинтересоваться качеством жилья вообще? Главным образом интересует звукоизоляция в многоквартирных домах. Слышно ли соседей? Отличаются ли в этом смысле новые постройки от старых, скажем годов 70-х? Принято ли устанавливать стиральные машины в квартирах, или одна стиральная машина на весь дом в подвале или вообще в домах нет стиральных машин и стирают в каких-нибудь ландроматах? Какая комплектация стандартна для не мебилированой съемной квартиры? Например, всегда ли есть холодильник, плита (газовая или электрическая), и возможно посудомоечная машина?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы живем в стандартном доме 70-х годов. Звукоизоляция отличная. В новых домах звукоизоляция также нормальная. Мы никогда не слышим соседей и они нам никак не мешают. У друзей был конфликт, что громкий секс соседей мешал им спать. Но это скорее исключение из правила.

      Стиральные машины некоторые устанавливают. Это возможно. А так есть общая прачечная комната на весь многоэтажный дом. Или одна на квартал, если в квартале двухэтажные дома по 8 квартир. Про стирку я уже писала здесь: http://lisiko.blogspot.se/2012/11/blog-post_12.html

      В стандартной квартире кухня оборудована холодильником, плитой (электрической, газа здесь нет), посудомоечная машина устанавливается по желанию жильцов.

      Удалить
    2. Только сейчас обратил внимание: мы с вами, оказывается, земляки. Я тоже вырос в Твери.

      Удалить
  6. Тверичан всё больше ! Я тоже Тверичанка - и собираюсь переезжать в Стокгольм... Вот начало года, как раз и будет посвящено выбору квартиры - так что, ждите и вопросов, и рассказов ... Надеюсь, с хорошим финалом !

    ОтветитьУдалить
  7. Лиза, добрый день! Ищу сейчас квартиру в Мальмё или окрестностях ( сама живу в Германии и шведским пока не владею), знакомая, которая мне помогает, говорит, что просто за возможность снимать квартиру надо будет заплатить 7000 евро или около того. Это так? Я гораздо меньшие суммы платила, снимая жильё в Мюнхене и Риме, прямо расстраиваюсь(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Стокгольме съем квартир самый дорогой. От 10 000 крон (примерно 1 тысяча евро) в месяц за квартиру от частников где-то минут 40 от центра города.

      От муниципалитета нереально найти квартиру сразу. Надо простоять в очереди лет 7, как минимум.

      Когда снимаешь квартиру у частников, иногда просят депозит в размере от 10 до 30 тысяч крон. Потом он возвращается, когда с квартиры съезжаешь. Про Мальме не знаю, но цены должны быть ниже, чем в Стокгольме.

      Про 7000 евро - это обман и лохотрон. Никогда такого не слышала.

      Я себе представляю, что вам надо будет платить максимум 12000 крон в месяц плюс около 20000 максимум иметь на депозит. Получается максимум сразу надо будет иметь около 3-3,5 тысяч евро. Из которых вам 2 тысячи вернут, когда съедете.

      Л.

      Удалить