вторник, 13 ноября 2012 г.

Библиотека

Я не знаю, как у Вас, но у меня с университетских времен с России была стойкая аллергия на библиотеки. Гнетущая тишина, типичные библиотекарши, пыльная картотека, очереди, чтобы взять книгу, продлить книгу, терпение, чтобы найти книги. Фыр!

В Швеции библиотека - одно из моих любимых развлечений! Я получаю эстетическое удовольствие от пользование этим изумительным учреждением культуры.


Ближайшая библиотека находится всего в нескольких метрах от моего дома. Она расположена на первом этаже жилого дома. Внутри очень светло, потому что окна вместо стен. Для пользования библиотекой у меня есть карточка. Пластиковая карточка. Прогресс идет семимильными шагами.



Что есть в библиотеке?
  • книги и журналы
  • музыкальные диски, фильмы на DVD и видеокассетах
  • аудиокниги
  • книги для слабовидящих (с очень крупным шрифтом) и для слепых (со специальными страницами)
  • электронные книги и аудиокниги, которые можно скачать из библиотеки по интернету
  • языковые курсы на дисках и на бумажных носителях
  • ноты
  • игры для приставок
  • музыкальные альбомы, которые можно скачать на свои плеер и хранить в течении 7 дней
  • базы данных по статьям, писателям и т.д.

Поиск и заказ книг
Если мне нужна какая-то книга, я иду на сайт библиотеки и ввожу мои логин-пароль. Искать книги можно по различным критериям. Итак, я нашла нужную мне книгу. Появляется ее описание и картинка с внешним видом. Ниже написано, в какой библиотеке нашего района есть эта книга, на какой полке стоит, сколько есть таких книг всего в библиотеке, какие из них на руках и до какой даты, есть ли свободные книги, если свободных нет, то сколько человек зарезервировали эту книгу.

Поисковая библиотечная система

Внизу есть кнопка "Зарезервировать". Я нажимаю на эту кнопку и меня спрашивают: "Уважаемая, в какой библиотеке нашего района и когда Вы хотите забрать эту книгу?" Я выбираю библиотеку рядом с моим домом и ставлю дату.

Далее благополучно считаю свою миссию выполненной. На следующий день или какую я там дату указала, мне приходит смс/емайл (в зависимости от того, какие настройки я выставила на сайте) с информацией о том, что я мой заказ выполнен. Я спокойно иду в библиотеку. Зарезервированные книги стоят на отдельной полке, отсортированные по номерам читателей.

Соответственно, если в моей библиотеке этой книги не оказалось, то они ее из соседней библиотеки нашего района для меня привезут. Замечательная система!

Есть и второй способ поиска книг - традиционный. Погулять между стеллажами и поискать нужного автора глазками. Если есть свободное время, то это отличное развлечение!

Одалживание книг
Прежде чем забрать книгу домой, я должна записать ее на свой формуляр. Для этого я иду к специальному столу. Высота стола регулируется, чтобы и дети и взрослые могли пользоваться библиотекой.

Кисулина обожает библиотеку!

  
Волшебный стол в библиотеке 

Бездушных тетенек-библиотекарш в этой стране заменили душевными компьютерами. Подхожу к этому волшебному столу. На экране четыре кнопки. Выбираю "Одолжить книгу". Мне предлагают вставить мою пластиковую библиотечную карточку в паз под монитором и ввести мой секретный код. Потом я по очереди кладу книги на красное поле на столе. Каждая книга в библиотеке имеет на задней обложке специальный магнит-память, такие бывают на товарах в магазине. Когда я одалживаю книгу, то на этом красном поле компьютер считывает информацию о книге, ее название появляется на мониторе и она становится записанной на мое имя.

Если я забыла библиотечную карточку, то я все равно могу одолжить книгу. Для этого я ввожу свой персональный номер (который есть у каждого жителя в Швеции, это как номер паспорта) и пароль от библиотечного логина.

В конце всей этой восхитительной процедуры я могу получить чек с названиями взятых книг с датами, до которых я их взяла.

Рядом с этим столом лежат пакеты, которые можно купить, чтобы донести книги до дома. Деньги за пакеты платишь в баночку рядом с монитором. Сам платишь. По честному.

Продление
Продлить книги я могу дома по интернету или через волшебный стол в библиотеке.

Сдать книгу
Если я хочу сдать книгу, то это можно сделать выбрав на мониторе волшебного стола кнопку "Возврат книг". Тогда опять кладешь книги на красное поле на столе и монитор тебе показывает, что сделать с книгой: положить ее в специальную полку для зарезервированных книг или поставить рядом на стеллаж.

А что делать, если я ухожу рано утром на работу и прихожу поздно с работы и пропускаю часы работы библиотеки? Для этого есть специальное окошко. Туда можно опустить книги и библиотекари наутро их сами спишут с Вашей карточки.

Почтовый ящик для того, чтобы сдать книги

Библиотекари
Сотрудники библиотеки записывают новых читателей, принимают оплату за просроченные книги, консультируют, подготавливают зарезервированные книги, сортируют новые книги и сданные экземпляры.

Дети
В Швеции все библиотеки общие. Отдельно детских библиотек нет. В детском отделе стоят маленькие стульчики и столик, чтобы юные читатели смогли полистать картинки. Сюда же приходят целыми группами из садика, чтобы одолжить книги и приучать деток к прекрасному.


По вторникам в библиотеке проходит Час Сказок. Приходит волонтер, читает детям разные сказки и разговаривает с ними. Для таких мероприятий есть уютный диванчик.


Я с семьей тоже люблю приходить в библиотеку. Просто так. Кисулине очень нравится. А пока она смотрит книжки, наш папа любит на этом диванчике задремать )))

Языковое кафе
Каждую неделю в библиотеке проходит языковое кафе для тех иностранцев, кто уже живет в Швеции, но все еще плохо говорит по-шведски. Люди собираются, пьют чай и тренируются разговаривать. Чай с печеньем за счет заведения.

Помощь с домашними заданиями
"Папа у Вани силен в математике..."
Не у всех детей папы и мамы могут помочь с уроками. Раз в неделю в библиотеку приходят волонтеры, которые помогают детям с уроками. Кому-то нужна помощь по физике, кому-то по английскому или другим предметам. Волонтеры ничего не боятся )))

Дополнительно
В библиотеке есть компьютеры, за которыми можно посидеть в интернете, поискать книги в каталоге, послушать аудиокниги, что-то распечатать.

Также есть "комната тишины". Сюда приходят, чтобы поработать или поучиться, те, кто живут в общежитиях, или у кого семья и шумные детки дома.

Библиотека в Швеции - замечательное светлое и душевное место! Очень рекомендую!

P.S. Еще один отличный пост про Городскую библиотеку Стокгольма.

8 комментариев:

  1. Бог ты мой. Специальный ящик для возврата книг во внеурочные часы покорил меня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня все время это удивляет в шведах, что они делают жизнь проще за счет таких примитивных и гениальных идей!

      Удалить
    2. У нас (живу в Эстонии) тоже есть такая услуга, такой вот ящик:)

      Удалить
    3. Здорово! Я уже и не знаю, как в России. Мне кажется в моем родном городе до такого еще не додумались. Я в России сто лет в библиотеках не была. Когда была школьницей, то была там частым посетителем, а потом появилась личная жизнь )))

      Удалить
  2. У нас в Томске в Научной библиотеке тоже так можно было сдать ))

    В нашей библиотеке на выходе стоят такие ворота, как в магазине. Как-то мужчина "забыл" записать на себя книгу. И эти ворота среагировали таким воем, что вся библиотека сбежалась посмотреть ))) Дядька извинялся, говорил, что просто нечаянно получилось. Так что честность подкрепляется еще и современной техникой )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, точно! Спасибо, что напомнила. Про ворота-то я и забыла упомянуть.

      Удалить
  3. а есть в вашей библиотеке русские книги,например книга Глаголы русских мудрецов?У нас не найти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Удивили вопросом ))) Русские книги есть точно. Про глаголы не знаю, не интересовалась. Мне больше нравятся книги, что глаголы в перемешку с другими частями речи )))

      Удалить