суббота, 24 ноября 2012 г.

Праздничный стол на Рождество

Пока Вы, дорогие читатели, думаете какой майонез использовать в традиционный новогодний оливье, я расскажу про еду на Рождество в Швеции.

Праздничный стол шведов меня поразил обыденностью. Нет никаких особенных и специальных блюд, от которых я бы визжала и которых я бы ждала весь год. Зато много, вкусно и красиво. Ну и сама праздничная атмосфера добавляет позитива.



Из всех нижеперечисленных блюд только парочка является истинно рождественскими, остальные едят в любой будничный день года.

Чтобы у нас с Вами не вышло недопонимания, предупреждаю сразу: на столе должны быть ВСЕ эти блюда! Только тогда этот стол будет Рождественским ))) Так как предполагается, что на праздник собирается ВСЯ семья (бабушки-дедушки-папы-мамы-тети-дяди...), то проблем с "уничтожением" этого изобилия не бывает )))

Аксессуары: красная скатерть, салфетки, свечи на столе, приглушенный свет, лампочки на окнах, елка и подарки.

Рождественская ветчинка (Julskinka)
Ветчинка готовится в духовке в фольге. Она должна весить около 2-2,5 кило и сидеть в духовке
примерно 3 часа.

julskinka recept
Рецепт: на шведском

Искушение Янсона
Очень вкусное блюдо. Одно из моих самых любимых. Рыбка, картошка, сливки, сверху сухари. Готовиться в духовке. Ммм...

janssons frestelse
Рецепт: на шведском

Свекольный салат
Достаточно вкусный салат, если не сильно уксусный майонез попадется.

rödbetssallad
Рецепт: на шведском

Селедка
Можно приготовить самим, а можно купить уже готовую в баночках (например, фирмы Abba). Рецептов селедки существует множество. Я ее обожаю! И с луком, и с чесноком, и с мелкой икрой, и с брусникой, в соусе и без...

Lingonsill
Рецепт: на шведском

Мясные шарики  и маленькие сосиски
Думаю, что уже все в курсе, что в Швеции есть традиционное блюдо - "щетбуллар" (köttbullar) - маленькие котлетки. А еще есть маленькие сосиски, которые называются "prinskorv". Тоже очень вкусные, если их обжарить.

Рецепт котлеток: на шведском

Лосось
Соленая красная рыбка с укропом или перцем. Ммм... Если я сижу за столом рядом с лососем, то ем только его. Очень-очень вкусно!

Gravad lax
Рецепт: на шведском

Кроме того, обязательными являются на столе мягкий ароматный хлеб, горчица, вареная картошка, печеночный паштет, вареные яйца.

Рождественская каша
Я знакома со Швецией не первый год, но до сих пор не устаю поражаться. Ну, кто еще способен после открытия подарков поесть специальной рождественской каши? Удивительно, правда?
Делают ее из риса, а сверху посыпают корицей. Еще можно кинуть в кашу 1 миндальный орех. Кто его получит, тот может загадать желание, которое обязательно сбудется.

Risgrynsgröt snabbt
Рецепт: на шведском

Когда-то давным давно люди верили в славных гномиков и на Рождество пытались их задобрить. Тарелочку с кашей выставляли на ночь за дверь. Если на утро каша была съедена, то считалось, что гном (Дед Мороз) будет добрым весь следующий год. Сейчас уже путем недолгих размышлений можно понять, что кашу съедали дикие звери из соседнего леса ))))

В следующий раз я расскажу про конфеты и сладости к Рождественскому столу.

25 комментариев:

  1. Спасибо за пост) думаю попробовать сделать Julskinka. Вы сами делали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста )))
      Да, мы сами делаем шинку каждый год. Мы же почти шведы ))) Очень вкусно получается и много.

      Удалить
  2. а следуете рецепту, на который дали ссылку?))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, конечно. Все рецепты на этом сайте хорошие и верные. На самом деле рецептов шинки море. Мы еще иногда в шинку гвоздики втыкаем. Иногда делаем в фольге, иногда без. Зависит от настроения.

      Удалить
  3. Каша на Рождество - это классика. :)
    Я живу в Украине. Когда приезжаем к свекрови в гости, на столе обязательно стоит кутья. Каша из пшеницы, изюм, орехи, мак, мед и все заправляется компотом или водой. Сначала едим кутью, а потом уже все остальные блюда. И на столе 12 блюд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень вкусно. Для меня это было открытием. Самое любимое мое блюдо на Рождество. И детей не оттащишь.

      Удалить
  4. Здравствуйте. Читаю ваш пост с интересом. Первый опыт путешествия была Швеция. И как первая любовь...остались милые впечатления о Стокгольме. Я с интересом просмотрела рождественские угощения. Имбирное печенье теперь любимое печенье в семье. А вот Искушения Янсона??? Обычная картофельная запеканка. Что не так? Может есть какой потаенный секрет - заговор

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина!
      Про Искушение Янсона я уже чуть-чуть рассказывала здесь: http://lisiko.blogspot.se/2012/10/blog-post_29.html
      Блюдо очень вкусное: сочетание анчоусов и сливок, мягкая картошечка, и чуть поджаренные сухарики-обсыпка. Ммм... Его надо пробовать, передать вкус словами сложно.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ. У меня что-то все-таки не получается... ваш Дима знает секрет. Собираюсь летом в Стокгольм. Люблю в путешествиях изучать кулинарию.Всегда привожу "настоящий" рецепт. Есть ли в Стокгольме кулинарные мастер-классы?

      Удалить
    3. Ой! Узнаю, напишу статью на блог. Постараюсь на этой неделе.

      Удалить
    4. Спасибо. Буду ждать

      Удалить
  5. А я, уже давно закончил эксперименты с покупными
    Julskinka(ми). Последней каплей терпения была покупка "экологической" шинки - специально купил для сестры, поскольку она "подсела" на эту "экологическую" фигню основательно.
    Но всё, это, конечно не то. На Jul, я, обычно готовлю скорее не шинку, а буженину. Разница во вкусе чувствуется сразу. Кроме того, консистенция мяса совсем другая, цвет - у буженины цвет получается светло бежевым.
    Однажды дал коллегам по работе попробовать, так долго не могли понять - что это, телятина, курица, или ещё что-то.
    ...
    Честно говоря, я скучаю по таким вещам, как настоящая ветчина, тамбовский окорок, корейка и другие прелести моего прошлого быта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. От Ваших рассказов что-то на кушать потянуло. Скучаю по буженинке...

      Удалить
  6. Лиза, маленькое дополнение из "шведской" семьи))) В семье моего мужа, да и многих наших друзей, не принято вообще делать юльшинку, никогда, ни при каких условиях! На столе должен обязательно быть гусь или утка, крайний случай - индейка. Это - моё третье Рождество со шведами, и мы опять штурмуем магазины в поисках птицы. В 2011-м это была обалденно вкусная индейка, в прошлом году запекали утку в красном вине. В этом году тоже хотим утку.
    В гости в это время ходим много, и у всех на столе птица, юльшинки не было ни разу! Специально интересовалась у супруга, где ветчина, говорит, что может кто ее еще и готовит, но это уже давно перешло в разряд стереотипов о Швеции, и только 100% Свенссон продолжает это готовить))).
    Каша рисовая - не совсем обычная, она варится на очень медленном огоньке при постоянном помешивании почти целый день, постепенно впитывая молоко в себя, чтобы получилась реально нежная и молочная. И рис должен быть круглый, не жасминовый. И подавать лучше с вишневым соусом и взбитыми сливками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий! Как интересно! Потому что, судя по Ике и Консумам, julskinka все равно остается традиционным блюдом. Похожу по магазинам следующие две недели - позаглядываю в корзинки покупателей. Проведу маркетинговое исследование, так сказать )))) Может и правда моя семья отстала от моды )))

      Удалить
    2. Кстати, мы в Ике никогда птицу и не покупаем, ее там просто не бывает, или плохонькая))) Про Куп не знаю, мы там не отовариваемся. Это - отдельная песня, политическая))) Никогда не думала, что супермаркет можно выбирать по политическим вопросам. Но, в Швеции все возможно!
      Давай, проводи исследование, мне аж самой интересно. Иногда складывается впечатление, что я живу не со шведом, и среди наших друзей шведов нет))) Т.к. почитаешь про традиции - одно, а потом приготовишься их соблюдать, а тут все по-другому)))

      Удалить
    3. Я Диме сказала, что юльшинка - прошлый век и надо закупать птицу. А он не верит. Он у меня традиционный швед )))

      Удалить
    4. В общем, вести с полей. Нашла статистику про julskinka - ее продали в Швеции на прошлое Рождество примерно 7 000 тонн на 485 млн. (http://www.svensktkott.se/om-kott/stall-en-fraga/julskinka_504/hur-mycket-julskinka-saljs-i-sverige-till-konsumen/). Получается, если брать 9,5 миллионов человек в Швеции, то на каждого по 700 грамм шинки. Минус мусульмане и люди других религий, кто Рождество не отмечает или свинку не есть. Минус вегетарианцы, минус вы. В общем, кто-то вообще не есть, а кто-то по 2-3 кг на лицо )))) Про kalkon я такой статистики не нашла. Я думаю, что там цифра в сто раз меньше. Так шта вы не правильные шведы )))

      Удалить
    5. Ага, то что мы не правильные шведы - это я уже поняла))) Кстати, на прошлое Рождество я еще умудрилась отравиться сначала алкогольным глёгом, а потом усугубить все это безалкогольным))) В результате неделю между Рождеством и Новым годом сидела на диете, организм пищу вообще отказывался принимать, а при слове глёг, меня начинало мутить. Так что поняла, почему мой муж глёг вообще не пьет, никогда, ни в каком виде. Он называет это страшной отравой для организма и неимоверной глупостью, предпочитая классическое сухое красное вино.
      Всё, на следующее Рождество - никакого глёга! И вообще сказала мужу, что на следующее Рождество будем делать итальянский, немецкий, испанский - да любой стол, кроме шведского.

      Удалить
    6. Ну, вы даете! Мы регулярно глег пьем и ничего. А про Рождество в разных стилях - отличная идея! Очень интересно, как у вас все получится!

      Удалить
    7. Надеюсь, что получится))) Хотя рыбно-селедочный стол муж уговорил оставить, и рисгрюнсгрёт))) Так что, пока не знаю, что у нас там будет на столе, но селедки видов дцать и лосося разного копчения будет много.

      Удалить
    8. Я бы и сейчас от лосося с селедкой не отказалась )))

      Удалить
    9. Так в чем проблема, Пасха же на дворе! Самое время для селедочки и лосося)))
      ПыСы - мы уже закупились)))

      Удалить
    10. Прочитала твое сообщение и побежала за Gravad Lax. МЯУ!

      Удалить